Предлагаем Вашему вниманию некролог, который приснопамятный Блаженнейший мит. Антоний (Храповицкий) написал по случаю кончины Матушки Игумении Екатерины (Ефимовской) в 1925-м году. Вл. Мит. Антоний хорошо знал Матушку Екатерину еще до приезда Леснинского м-ря в Сербию. Духовником граф. Евгении Борисовны Ефимовской, будущей Матушки Екатерины, был еп. Михаил (Грибановский), известный своим знанием Священного Писания а также литературы, русской и иностранной. Вл. Михаил был ближайшим другом молодого архимандрита, а затем епископа Антония (Храповицкого), и через вл. Михаил вл. Антоний сам лично познакомился с Матушкой Екатериной. Игумения Екатерина встречала обоих епископов-друзей в С. Петербурге, когда она бывала там по делам монастыря, и поддерживала переписку с Вл. Михаилом до самой его кончины в 1898 году.


Игумения Екатерина (в мире графиня Ефимовская) скончалась 15/28 октября в Хоповском монастыре 75 лет. Старица эта была личностью историческою. Она росла в Москве в аристократической обстановке среди общества наших великих славянофилов, пользовалась глубоким уважением И.С. Аксакова (+1887 г.), В.С. Соловьева (+1899 г.) и др. замечательных людей.

Смолоду она отличалась огромной начитанностью и не только говорила на 4-х языках, но и сама печатала свои философские и моральные размышления. Когда в 1885 г. Русское правительство решило востановить православный монастырь Лесну на месте католического, овладевшего давно чтимым чудотворным образом Леснинской Божией Матери, то по рекомендации некоторых духовных лиц избрало Ефимовскую, еще рясофорную послушницу, настоятельницею этой тогда небольшой женской общины в Бельском уезде, Седлецкой губ. и предоставило ей собирать братство перестраивать и строить церкви и объединить православный народ в молитве. Мудрено было молодой 35-летней монахине устраивать очаг православия среди самой гущи католичества и «упорствующих» униатов, но монахиня Екатерина трудилась неустанно и благоуспешно, не покидая поста и молитвы, пока не вышла на покой в преклонных летах (1907 г.), устроив на свою должность подругу тоже интеллигентную игумению Нину (в настоящее время болезненная старица)

Обитель Леснинская трудами обеих игумений была приведена в цветущее состояние. Не прошло и 15-20 лет, как туда собралось более 400 сестер; устроено было несколько приютов для сирот, лечебница, церковно-учительская школа, самые разнообразные отрасли огромного хозяйство и пр. и пр

Неутомимая игумения Екатерина еще в прошлом столетии устроила несколько подворий своей обители—в Петрограде, в Ялте и в Варшаве. В число сестер обители стали поступать не только интеллигентные девушки, но и с университетскими дипломами. Некоторые из них под руководством игумении Екатерины основали другие обители в Польше и в Гродненской гуернии, всего 5 многолюдных монастырей. Леснинскую обитель посетили Государь Император Николай II с Наследником Михаилом Александровичем, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, многие архиереи и т.д

Во время военной эвакуации обе игумении, забрав всех сестер и чудотворную икону, переселялись то в Москву*, то в Бессарабию и, наконец, устроились значительною частью своего состава в гостеприимной Сербии, где и поныне процветают три обители из Леснинских пресельниц. При всех подобных трудах, странствиях и многих огорчениях обе игумении отличались очень слабым здоровьем. Монахине Екатерине врачи отпилили ногу от самого бедра, когда ей минуло уже 69 лет и она пересилилась в Сербию калекою. Монахиня Нина перенесла 16 госпитальных операций и не раз бывала по несколько дней между жизнью и смертью.

Однако, подкрепляемые молитвой и неизменной дружбой, обе старицы не только переживали все свои горести и заботы, но и служили до последнего времени ободрительницами и утешительницами всех, к ним обращавшихся и к их нравственному участию. Еще в последних числах августаХоповский монастырь устроил в своих стенах помещения на 100 человек членов съезда христианского студенческого Союза, который заседал в нем в продолжении целой недели, и ежедневно посещая все церковные службы, уделял время на 2 или 3 заседания по богословским и организационным вопросам.

Обе игумении посещали все заседания Союза;студенты на носилках приносили монахиню Екатерину в зал; а курсистки просили ее собрать их на отдельное женское заседание, из которого вынесли глубокое назидание и сердечную ей благодарность.

Монастырь Лесна, как монастырь, разрушен. Многочисленные здания его отданы светским католическим учреждениям, а большинство церквей уничтожено. Две тысячи воспитаниц игумении Екатерины, монахинь и мирских, рассеяны по всей России, да и сама Россия загублена. Но зерна святой ревности о Боге, и о спасении души, и о Православной Церкви не заглушены в любящих серцах, из которых никогда не изгладится память о великой подвижнице веры и любвиматушке Екатерины и ее достойной ученице и преемнице мгумении Нине, распявших себя для Христа в этой жизни, но оставивших Его дух в сердцах своих последовательниц и во многих православных почитателях.

24 ноября, в сороковой день по кончине матушки Екатерины, совпадающий с днем ее Ангела, в Хоповском монастыре было торжественное ее поминовение.

Воспризводится по тексту публикации: Митрополит Антоний (Храповицкий). Игумения Екатерина. (Некролог) // Новое Время. Белград. Но. 1383. Воскресенье, 6 декабря 1925 г. С. 2.

*неточность. Матушка Екатерина и большая часть Леснинских сестер эвакуировались в Петроград, где было подворье монастыря.

Памяти преп. Екатерины